Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности студентов.
В обучении клаузура служит прежде всего для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете.
Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах.
В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название "шарабан".
С подобным форматом работы мы уже неоднократно сталкивались, но до сих пор еще возникают вопросы на тему того, "а какой она должна быть?"
- Во-первых, образной.
Клаузура предполагает первичное, свежее восприятие темы. Первые эмоции самые сильные, поэтому первое представление о теме бывает наиболее верным, образным, ярким. Таким образом, клаузура в учебном проектировании ставит главную задачу образного решения поиска темы проекта.
- Во-вторых, информативной.
Клаузурный набросок должен содержать полную информацию, необходимую для развития образа. В состав клаузуры могут входить рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место обычно получает перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде.
Любое изображение должно быть снабжено необходимыми подписями. И это не только название (план второго этажа, фасад и т.д.), это еще и экспликации, выноски с указанием материалов, масштабы, короче говоря, все то, что позволяет получить наиболее полную информацию об объекте проектирования.
- В-третьих, грамотно поданной.
Безусловно, не у каждого студента, да и не у любого матерого дизайнера есть свой стиль работы, любимые приемы и узнаваемая манера подачи материалов. Но к этому нужно стремиться. И клаузура помогает выработать свой графический «почерк» лучше чем любые другие задания.
Необходимо только помнить, что исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.
При оценивании клаузур учитывается абсолютно все: компоновка листа, размещение изображений на листе, их масштабность и т.д.
Качество изображений: их выразительность, контрастность, яркость (даже грамотность отрисовки перспективы) и еще многое другое.
Обязательное внимание обращается на шрифты. И это не только шрифт заголовка, но и все тексты, сопровождающие изображения.
При выполнении клаузуры обязательно использование цвета!
В сети я нашла несколько вариантов выполнения клаузур студентами-архитекторами и дизайнерами. Они, разумеется, не идеальны, но общие закономерности или ошибки в них можно хорошо увидеть.
Несколько советов по работе над клаузурой. Особенности исполнения клаузуры требуют соблюдения целого ряда правил, как всеобщих для всех разновидностей клаузуры, так и специфичных для отдельных видов клаузурных упражнений.
При исполнении клаузуры советую:
При исполнении клаузуры советую:
- технику графического исполнения клаузуры избирать в зависимости от целей клаузуры, времени ее исполнения и формата бумаги. Чем меньше времени отпущено на работу, тем проще и эффективнее должны быть технические приемы графики:
для исполнения короткой 2-часовой клаузуры использовать "сухую" технику — уголь, пастель, толстый грифель, сангину, такую "мокрую технику", как фломастеры с толстым фетром или, если это возможно, коллаж из цветной бумаги с тыльной клеящей стороной. Можно работать на любой бумаге, но для пастели, угля, сангины особенно хороша карандашная калька;
для исполнения 4-часовой клаузуры кроме уже перечисленных материалов, использовать тушь, акварельные краски, гуашь (ограниченно). Возможна смешанная техника — уголь с акварелью, сангина с тушью, фломастер и акварельные, гуашевые краски. Помнить, что любая "мокрая" техника (кроме применения фломастера) требует подготовки и больших затрат времени, чем "сухая" техника;
для исполнения 6-часовых клаузур можно применять покраску в довольно трудоемкой технике тушевой отмывки, гуашевой и темперной покраски;
помнить, что для исполнения линий в клаузурном чертеже или рисунке целесообразно использовать толстый грифель, стержни из прессованного угля и сангины, фломастер. Для клаузурной графики в покраске использовать: для работы с тушью и акварелью - кисти беличьи и колонковые, крупные № 12, 16, 20, 24; для работы с гуашью и темперой кисти колонковые или щетинные круглые и плоские . № 12, 16, 20, 24. Бумага может быть использована любая.
- методику работы над клаузурой согласовать со временем ее исполнения. Помнить, что на эскизирование целесообразно тратить не более 25-30% всего лимита времени, отпущенного на исполнение клаузуры. Остальное время целесообразно использовать для технического исполнения графической композиции: так, в работе над 2-часовой клаузурой на эскиз тратить не более 30 мин, а за остальные 1,5 ч закончить работу; соответственно в 4-часовой клаузуре на эскиз не более 1 ч, а на работу 3 ч; в 6-часовой клаузуре на эскиз не более 1,5 ч, а на работу 4,5 ч, и т.д.
В исполнении клаузуры не советую:
- тратить большую часть времени на эскизирование, что полностью исключает качественное исполнение клаузуры;
- применять обычные приемы рисунка и черчения с использованием грифеля. Такая работа всегда будет анемичной и вялой;
- в покраске фломастерами, тушью, акварелью, гуашью и темперой использовать тонкие кисти, фломастеры с тонкими фетрами. В этих условиях невозможно сделать качественную покраску, покрыть цветом большую поверхность бумаги.
Не забывайте, что скверно выполненная клаузура – это не просто плохая оценка. Это даром потраченное, украденное у проекта время.
у меня возник вопрос.
ОтветитьУдалитьпочему не советуют тратить много времени на эскизирование?? а как же самое главное? идея?
или она должна быстрее приходить?:)
Чтобы мы не запутались в понятиях, сразу хочу пояснить, что эскизированием я называю процесс первоначальных поисковых набросков и зарисовок, из которых выбирается лучший для более детальной проработки на основном поле листа.
ОтветитьУдалитьТеперь, собственно, ответ на вопрос:
Во-первых, нельзя сказать, что самое главное в клаузуре именно идея. А подача? Умение грамотно выразить свою задумку?
Очень часто приходится, к сожалению, сталкиваться с ситуацией, когда студент говорит "я уже знаю, что хочу сделать, но не могу этого изобразить".
Знакомо?
А во-вторых, главное, как Вы подчеркнули, именно в Идее. Не в деталях.
Детали будут меняться, утрясаться, и определяться в ходе всей следующей работы над проектом. А на клаузуре много времени уходит именно на придумывание деталей, а не общей формы.
Поэтому я и считаю, что одного часа из четырех работы над клаузурой для выработки концепции более чем достаточно.
кажется стало яснее:)
ОтветитьУдалитьно хорошую подачу пока действительно сделать трудно.
будем работать над этим:)
спасибо!
PS я забыла подписаться! это Саша Оганезова:)
Спасбо за итоговую фразу про " скверную" клаузуру и " украденное у проекта время"....
ОтветитьУдалить